|
Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен обязательно видеть, что он делает. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Каждое упражнение следует выполнять по 3-5 раз. Если язык сильно устал, посинел и дрожит, то следует прекратить упражнения и вернуться к ним позже.
Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки, например, придумать сюжет о приключениях Язычка. Итак, приступим:
Улыбка (Заборчик)
Улыбнуться. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца. |
Слоненок (Хоботок)
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону – губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю. |
Улыбка, хоботок.
Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня. |
Лопаточка (Блинчик, Язычок отдыхает на диване)
Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Губы в улыбке. Удерживать 5-10 сек.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять |
Сделаем язычку массаж
Сделать «Лопатку» и похлопать по языку верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя. Затем посмотреть, как лежит язычок (он должен лежать на губе ровно, расслабленно).
Месим тесто (Едим блинчик)
улыбнуться
покусать кончик и середину языка зубками.
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
Скалкой тесто раскатаем,
Выпекать пирог поставим (язык расслаблен) |
Иголочка
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь - и уколю. |
Змейка
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта, немного пошевелить им вправо-влево, как змея, и спрятать.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне,
Высунем язык и спрячем.
Только так, а не иначе! |
Лошадка
Пощёлкать языком, присасывая его к нёбу.
Скок, лошадка! Скок, скок, скок!
Цок, копытце! Цок, цок, цок!
Дутьё
Дуем на предметы (кусочек бумаги, ваты, салфетки, листья, снежинки, «вертушки»), на ладонь, в трубочку для коктейля, стеклянный пузырек, теннисный шарик и т.п.
Ветерок
Положить узкую полоску бумаги на язык, дуть сквозь почти сомкнутые губы на язык, чтобы полоска колыхалась. |
Качели
улыбнуться, открыть рот
кончик языка за верхние зубы (или до верхней губы)
кончик языка за нижние зубы (или до нижней губы)
Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
|
Часики
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается.
Тик-так, тик-так,ходят часики вот так. |
Вкусное варенье
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу сверху вниз.
|
Чистим зубки
улыбнуться, открыть рот.
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы (движением вверх-вниз по резцам) .
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние. |
Поймаем мышку
губы в улыбке приоткрыть рот.
произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик) (получается «а-а-л»).
Теперь наоборот: зажать кончик языка зубами (мышка в мышеловке) и погудеть (мышка кричит) – получается длительный звук л-л-л.
Отпускаем мышку: широко открыть рот и громко сказать: «А!» - получится «Л-л-л-а!».
|
Надуваем шарик
Стоя. Вдох через нос – надуваем живот, руки на животе. |
Орешки (конфетка, футбол)
рот закрыт.
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки".
|
Обними зубки
улыбнуться, широко открыть рот.
широким языком обнять верхние зубы так, чтобы их не было видно. Язык при этом принимает форму «чашечки» (см. след. упр.). Удержать в таком положении 3-5 секунд.
|
Чашечка
улыбнуться, широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка и его боковые края)
Широко рот открываем,
Краешки приподнимаем,
Держи воду, не спеши,
Чашечку нам покажи.
Карусели
Водим языком по кругу вокруг рта внутри по часовой стрелке: под верхней губой, сбоку от правого уголка губ, под нижней губой, сбоку от левого уголка губ. Затем против часовой. |
Маляр
Кончиком языка гладить нёбо, начиная от верхних зубов до горла и обратно.
Пригласили маляра,
потолок белить пора. |
Уздечка
Пощёлкать (поцокать) языком, как лошадка, стараться медленно цокать, шире открывая рот.
Присосать широкий язык к нёбу, задержать его в таком положении, посмотреть на «ниточку» под языком. Рот открыт, уздечка натянута.
К нёбу язычок прижми, челюсть ниже опусти,
Посмотри-ка: у тебя есть уздечка для коня!
Оторвать язык от нёба (слышен цокающий звук).
|
Киска сердится
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
Горка
Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз. |
Пароход гудит
губы в улыбке
языком нажать на передние резцы.
с напряжением долго погудеть: "ы-ы-ы..."
Лодочка под парусом по реке плывет,
На прогулку лодочка нас с тобой везет. |
Индюки болтают
языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."
«Дятел»
Постучать кончиком языка за верхними зубами (по альвеолам). Рот открыт, улыбка.
Я на дереве сижу,
червячка добыть хочу.
Стук да стук, стук да стук –
Раздается громкий звук! |
|
27 декабря 2016 в 23:25
|