Учитель-логопед Болонина Василина Владимировна
Малые формы фольклора как основа совместной деятельности специалистов детского садаСистемный подход в работе специалистов детского сада по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры нашел отражение в плане совместной деятельности инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, учителя-логопеда структурного подразделения "Детский сад "Гвоздичка". Этот план разработан на основе тематического планирования детского сада. Эта методическая разработка была апробирована в нашем структурном подразделении, представлена на форуме работников дошкольного образования в 2015 году, опубликована и находится в продаже в магазине «Метида» на базе СИПКРО. В этом плане предложена четкая последовательность и содержание работы по ознакомлению с русской национальной культурой и бытом на примерах народных игр и произведений устного народного творчества. К каждой теме недели подобран методический материал, и каждый специалист включает в свою образовательную деятельность различные произведения фольклора и народные игры в соответствии с определенной тематикой. Таким образом, специалисты работают в одной связке с воспитателями. Это обеспечивает широкий охват речевого и музыкального материала, подвижных игр, способствует лучшему усвоению материала детьми. Задачи этой работы охватывают все образовательные области: социально-коммуникативное развитие:
познавательное развитие:
речевое развитие:
художественно-эстетическое развитие:
физическое развитие:
Формы работы. Организация занятий специалистов детского сада в соответствии с предложенным планом позволяет широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, народные приметы, заклички, хороводы, подвижные игры и т.д.), в различных видах детской деятельности. На логопедических занятиях малые жанры фольклора успешно используются как для автоматизации звуков и развития фонематического слуха, так и для развития связной речи, обогащения словарного запаса, совершенствования памяти, внимания, мышления, воображения, мелкой моторики детей. В Приложении к плану совместной деятельности специалистов подробно представлен речевой материал, включаемый учителем-логопедом в индивидуальные и групповые занятия. В соответствии с лексической темой недели дети знакомятся с народными приметами, пословицами и поговорками, загадками, в которых заключена мудрость поколений. Так, в рамках тематической недели «Я и моя семья» учитель-логопед включает в занятия: - речь с движением под потешку: Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках. - пальчиковую гимнастику: Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папенька, Этот пальчик — маменька, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья. - пословицы и поговорки: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В родной семье и каша гуще», «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Добрая семья прибавит разума-ума», «В хорошей семье хорошие дети растут». Этот же речевой материал воспитатели используют в своей работе с детьми. В логопедические занятия включаются следующие игровые приемы: сюрпризный момент, обыгрывание потешек, закличек, считалок, загадок, сказок; драматизация, оживление персонажей; речевые игры; подвижные игры; пальчиковые игры на материале произведений устного народного творчества. Устное народное творчество способствует и развитию просодической стороны речи детей: выработке достаточного дыхания, ритма, темпа, интонации. Особенно полезно для развития произносительных навыков проговаривание скороговорок. Использование фольклорных произведений позволяет заинтересовать дошкольников, вызвать положительные эмоции, разнообразить речевой материал, проговариваемый детьми на логопедических занятиях, знакомить их с новыми словами и понятиями, речевыми оборотами. Фольклор помогает воспитывать у дошкольников с ОВЗ любознательность и интерес, раскрывает силу народного слова, дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Таким образом, активное использование малых жанров фольклора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ помогает сделать ее живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной, укрепить связь поколений, воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, к национальным традициям и культуре. 27 декабря 2016 в 23:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.