Учитель-логопед Болонина Василина Владимировна
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 16418.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Василина Болонина (УИ №844571, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Использование авторского дидактического пособия "Кукла Лучик" в логопедической работеВ своей работе учитель-логопед часто сталкивается с необходимостью разнообразить приёмы своей работы для того, чтобы удерживать внимание детей в процессе занятий, так как характерные для дошкольников с нарушением речи повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, недостаточная работоспособность часто затрудняют коррекционную работу. Поскольку ФГОС ориентирует нас на смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка, который находится в центре воспитательного процесса, основная задача педагогов детского сада — формирование интереса к процессу обучения и мотивации к различным видам деятельности. Решению этой задачи способствует опора на ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста – игровую деятельность. Именно в игре ребёнок учится преодолевать трудности, у него формируется произвольность психических процессов. Поэтому учитель-логопед должен окружить ребёнка игрой так, чтобы он и не заметил, что занимается «тяжёлой работой» по исправлению недостатков речи. С учетом ведущей деятельности детей дошкольного возраста, их склонности к подражанию и наглядным формам мышления нами была изготовлена и апробирована авторская дидактическая кукла «Лучик». Прообразом данного персонажа стали куклы-маппеты, созданные американским кукольником и режиссером Джимом Хенсоном, – герои детской программы «Улица Сезам», всемирно известного «Маппет-шоу», телесериала «Скала Фрэгглов». Идею перчаточной куклы с открывающимся ртом мы дополнили деталями для имитации артикуляции персонажа. Уникальное строение языка, выполненного в виде мешочка из эластичного красного бархата, и наличие зубов позволяют демонстрировать различные артикуляционные уклады, движения, упражнения с помощью рук кукловода. Для показа таких упражнений для языка, как «Иголочка», «Часики» (рисунок 1), «Качели», «Почистим зубки» и т.п. можно поместить в язык один указательный палец – получим узкий длинный язык с острым кончиком. Для показа упражнений «Блинчик» (рисунок 2), «Вкусное варенье», «Чашечка» (рисунок 3) и т.п. в язык куклы помещаются указательный и средний пальцы, чтобы продемонстрировать широкий, плоский язык. Причем, в зависимости от направления движений языка, кукловод может располагать кисть руки как тыльной стороной ладони вверх, так и вниз.
Логопед, манипулируя языком куклы, обращает внимание детей на артикуляционные движения и позы при произнесении звуков или выполнении артикуляционной гимнастики, дает возможность детям ощупывать язык куклы и помогать ей правильно расположить его в ротовой полости, подключая к работе тактильный и двигательный анализаторы. Ярко-красный цвет «ротовой полости» и «языка», различные фактуры материалов (кожаная поверхность рта и бархатистая поверхность языка куклы) улучшают зрительное и тактильное восприятие артикуляции, привлекают внимание ребят к ней.
Голова куклы-маппет сшита таким образом, чтобы кукловод мог вставить в нее кисть руки. При этом для имитации движения челюстей большой палец располагается в нижней челюсти куклы, а остальные четыре пальца – в верхней челюсти. Движения кисти руки педагога позволяют открывать и закрывать рот, изображать различную мимику персонажа. Тело куклы выполнено из ткани и представляет собой рубашку с рукавами и руками, в которые кукловод вставляет большой палец и мизинец для того чтобы изобразить движения рук персонажа. При этом указательный или средний палец остается в верхней челюсти куклы, удерживая голову. Мягкие, податливые материалы позволяют гибко менять мимику и движения тела персонажа, а также стирать игрушку.
Таким образом, кукла «Лучик» способна двигать телом и руками, имитировать различные эмоции и мимику, выполнять артикуляционные движения и «говорить». Она компактна, легка в использовании и уходе.
Пособие предназначено для использования в совместной деятельности с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, имеющими нарушение речи и может применяться как в индивидуальной, так и в групповой формах коррекционной работы.
Цель пособия: развитие речи дошкольников с ОВЗ как средства общения через использование элементов театрализованной игровой деятельности.
Задачи пособия:
формировать положительную мотивацию и интерес к логопедическим занятиям; способствовать привлечению внимания ребенка; формировать умение понимать и правильно выполнять задания педагога; совершенствовать навыки совместной работы; совершенствовать коммуникативные навыки; развивать диалогическую и монологическую формы речи; закреплять полученные речевые умения и навыки; развивать воображение; воспитывать нравственные качества (доброжелательность, взаимопомощь, культуру речевого общения). Области применения пособия разнообразны: кукла «Лучик» может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий и логопедическом обследовании. При этом она хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком. Дети общаются с куклой "на равных", что позволяет наладить эмоциональный контакт и вовлечь их в игру. Ребята в общении с куклой формулируют цель занятия, объясняют Лучику правильную артикуляцию звуков, вместе с ним выполняют артикуляционную гимнастику, произносят звуки, слоги и слова, словосочетания и предложения с изучаемым звуком. Такого помощника можно использовать также и при формировании лексико-грамматической стороны речи:например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказал Лучик?),находить ошибки в речи персонажа, называть предметы, подбирать обобщающиеслова, составлять предложения и тексты. Дети охотно отвечают на различныевопросы Лучика, помогают кукле выполнятьупражнения и задания, исправляют его ошибки, многократно повторяютречевой материал, необходимый для закрепления. Занимательные игровые приемы с использованием пособия «Кукла Лучик» помогают удерживать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с учителем-логопедом, что способствует более быстрому и успешному преодолению недостатков речи и общения, делает этот процесс ярким и незабываемым. 28 декабря 2016 в 00:34
Прикреплённые файлы:Документ: Использование авторского дидактического пособия "Кукла Лучик" в логопедической работе Описание файла:Файл называется: prezentacija-boloninoi-v-v_deado.ppt Это официальный файл организации «Учитель-логопед Болонина Василина Владимировна», в нём содержится Использование авторского дидактического пособия "Кукла Лучик" в логопедической работе. Размер файла: 2,09 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.