Учитель-логопед Болонина Василина Владимировна
Игры для развития грамматических навыков у дошкольниковДети с нарушениями речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объёма активного и пассивного словаря, несформированность грамматических представлений (трудности словоизменения, согласования слов в словосочетаниях и предложениях, употребления падежных форм и т.д.), что в дальнейшем может привести к трудностям обучения в школе и овладения письменной речью. «Назови ласково»Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом Оборудование: мяч (гимнастический или массажный) Ход игры: ведущий называет ребёнку слово и кидает в руки мяч, ребёнок изменяет слово и кидает мяч обратно. Можно использовать слова: «Мяч лови и мяч бросай – слова ласково называй» Примеры слов: мяч (мячик), кукла (куколка), машина (машинка), пирамида (пирамидка), дом (домик) и т.д. Методические рекомендации: слова, желательно, подбирать в рамках одной лексической темы. Например: игрушки, животные, транспорт, времена года и т.д. Игра предназначена для детей от 5 лет. «Один – много» Цель: научить образовывать множественное число существительных. Ход игры: ведущий говорит слова: «Мы волшебники немного - был один, а стало много!», после чего называет по одному слову. Примеры слов: дом (дома), окно (окна), дерево (деревья), ведро (ведра), стул (стулья) и т.д. Методические рекомендации: слова, желательно, подбирать в рамках одной лексической темы. Например: игрушки, животные, транспорт, времена года и т.д. Игра предназначена для детей от 5 лет. «Чего не стало?» Цель: научить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, способствовать развитию зрительной памяти. Оборудование: картинки с изображение различных предметов или сами предметы/игрушки. Ход игры: ведущий выставляет перед ребёнком картинки (предметы) и называет их. После просит ребёнка закрыть глаза, в это время убирает одну карточку (предмет). Ребёнок открывает глаза и называет, чего не стало. Примеры слов: гусь (не стало гуся), петух (не стало петуха), курица (не стало курицы), утка (не стало утки) и т.д. «У кого – кто?» Цель: научить образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: Картинки с изображением зверей и детёнышей (лото). Ход игры: Ведущий предлагает ребёнку подобрать каждому животному его детёнышей и назвать их. Примеры слов: у белки (бельчата), у зайчихи (зайчата), у слонихи (слонята), у лисы (лисята), у волчихи (волчата), у тигрицы (тигрята), у львицы (львята), у медведицы (медвежата) и т.д. Методические рекомендации: следить за правильностью окончаний существительных. Игра предназначена для детей от 5 лет. «Скажи наоборот» Цель: учить подбирать антонимы. Оборудование: мяч (гимнастический или массажный). Ход игры: ведущий кидает ребёнку мяч, называет слово. Ребёнок подбирает к слову антоним и кидает мяч обратно ведущему. Пример слов: высокий (низкий), далёкий (близкий), быстрый (медленный), громкий (тихий), широкий (узкий), толстый (тонкий), большой (маленький), новый (старый), белый (чёрный) и т.д. Методические рекомендации: при первом проведении игры или при затруднении ребёнка в поиске антонимов необходимо использовать набор карточек (лото) «Противоположности». Игра предназначена для детей от 6 лет. «Четвёртый лишний» Цель: учить детей классифицировать понятия, выделяя лишнее слово. Способствовать развитию логического мышления. Оборудование: набор карточек или предметов (игрушек) одной лексической темы (для детей от 4 лет). Ход игры: ведущий показывает (называет) предметы, ребёнок должен назвать лишний предмет. Примеры слов: Кукла, вода, юла, мяч Стол, кастрюля, диван, шкаф Собака, кошка, чайка, корова Машина, автобус, трамвай, колесоМетодические рекомендации: Для детей от 6 лет игра проводится без зрительной опоры с дополнительным заданием: «Объясни, почему лишний?». «Назови, какой сок?» («Назови, какое варенье?») Цель: учить образовывать относительные прилагательные Оборудование: для игры «Назови, какой сок?» карточки стаканчиков с изображением фруктов (можно использовать наклейки). Для игры «Назови, какое варенье?» карточки с изображением банки с фруктами. Ход игры: ведущий показывает ребёнку картинку и задаёт вопрос: «Назови, какой сок делают из яблок?» («Назови, какое варенье делают из вишни?»). Ребёнок отвечает. Примеры слов: сок из яблок (яблочный), из груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишнёвый), лимонов (лимонный) и т.д. Варенье из абрикосов (абрикосовое), из вишни (вишнёвое), из малины (малиновое) и т.д. Методические рекомендации: следить за правильностью окончаний. Для поощрения за правильные ответы можно использовать фишки, вырезанные из старых открыток. «Хвастунишка» Цель: учить образовывать сравнительную степень прилагательных. Оборудование: мяч (гимнастический или массажный) Ход игры: ведущий предлагает ребёнку похвалить себя, побыть «хвастунишкой». Бросает мяч (катает мяч) и называет слово, ребёнок хвастается и бросает мяч (катает мяч) обратно. Примеры слов: я красивый (а я ещё красивее), я высокий (а я ещё выше), я злой (а я ещё злее), я весёлый (а я ещё веселее) и т.д. Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 6 лет. «Сосчитай-ка!» Цель: учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах, согласовывать существительные с числительными. Оборудование: числовой ряд до 5, карточки с изображением различных предметов. Ход игры: Ведущий предлагает с опорой на числовой ряд посчитать различные предметы до 5. Примеры слов: Одна комната, две комнаты …. пять комнат Один дом, два дома, …., пять домов Одно яблоко, два яблока, …., пять яблок и т.д.Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 5 лет. Для детей от 6 лет можно использовать усложнение данной игры, добавляя прилагательное. Пример: одна большая комната, две большие комнаты,…, пять больших комнат. Обязательно обращайте внимание на правильность употребления окончаний. «Подбери родственные слова» Цель: учить детей подбирать однокоренные слова. Способствовать развитию языкового чутья. Ход игры: ведущий предлагает ребёнку подобрать родственные, похожие слова к заданному слову. Примеры слов: Хлеб – хлебный, хлебушек, хлебница. Снег – снеговик, Снегурочка, снегокат, снегопад. Мороз – морозец, морозилка, морозный.Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 6 лет. При затруднении, следует помогать наводящими вопросами или карточками с соответствующими словами. 28 декабря 2016 в 21:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.